#include <stdio.h>
main(){
printf("Hello, world\n");
}
Ответ: раз не объявлено иначе, функция main считается возвращающей целое значение (int). Но функция main не возвращает ничего - в ней просто нет оператора return.
Корректно было бы так:
#include <stdio.h>
main(){
printf("Hello, world\n");
return 0;
}
или
#include <stdio.h>
void main(){
printf("Hello, world\n");
exit(0);
}
а уж совсем корректно - так:
#include <stdio.h>
int main(int argc, char *argv[]){
printf("Hello, world\n");
return 0;
}
#include studio.h
main
{
int i
i := 43
print ('В году i недель')
}
int n;
n = 2;
printf ("%d + %d = %d\n", n, n, n + n);
if( x > 2 )
then x = 2;
if x < 1
x = 1;
Ответ: в Си нет ключевого слова then, условия в операторах if, while должны браться в ()-скобки.
Напишите программу, печатающую ваше имя, место работы и адрес. В первом варианте программы используйте библиотечную функцию printf, а во втором - puts.
Составьте программу с использованием следующих постфиксных и префиксных операций:
a = b = 5
a + b
a++ + b
++a + b
--a + b
a-- + b
Распечатайте полученные значения и проанализируйте результат.
for(INIT; CONDITION; INCR)
BODY
INIT;
repeat:
if(CONDITION){
BODY;
cont:
INCR;
goto repeat;
}
out: ;
Цикл while
while(COND)
BODY
cont:
repeat:
if(CONDITION){
BODY;
goto repeat;
}
out: ;
Цикл do
do
BODY
while(CONDITION)
cont:
repeat:
BODY;
if(CONDITION) goto repeat;
out: ;
В операторах цикла внутри тела цикла BODY могут присутствовать операторы break и continue; которые означают на наших схемах следующее:
#define break goto out
#define continue goto cont
*
**
***
****
*****
используя цикл for. Введите переменную, значением которой является размер катета треугольника.
Напишите операторы Си, которые выдают строку длины WIDTH, в которой сначала содержится x0 символов '-', затем w символов '*', и до конца строки - вновь символы '-'. Ответ:
int x;
for(x=0; x < x0; ++x) putchar('-');
for( ; x < x0 + w; x++) putchar('*');
for( ; x < WIDTH ; ++x) putchar('-');
putchar('\n');
либо
for(x=0; x < WIDTH; x++)
putchar( x < x0 ? '-' :
x < x0 + w ? '*' :
'-' );
putchar('\n');
*
***
*****
*******
*********
Ответ:
/* Треугольник из звездочек */
#include <stdio.h>
/* Печать n символов c */
printn(c, n){
while( --n >= 0 )
putchar(c);
}
int lines = 10; /* число строк треугольника */
void main(argc, argv) char *argv[];
{
register int nline; /* номер строки */
register int naster; /* количество звездочек в строке */
register int i;
if( argc > 1 )
lines = atoi( argv[1] );
for( nline=0; nline < lines ; nline++ ){
naster = 1 + 2 * nline;
/* лидирующие пробелы */
printn(' ', lines-1 - nline);
/* звездочки */
printn('*', naster);
/* перевод строки */
putchar( '\n' );
}
exit(0); /* завершение программы */
}
main(){ /* печать фразы 10 раз */
int i;
while(i < 10){
printf("%d-ый раз\n", i+1);
i++;
}
}
Ответ: автоматическая переменная i не была проинициализирована и содержит не 0, а какое-то произвольное значение. Цикл может выполниться не 10, а любое число раз (в том числе и 0 по случайности). Не забывайте инициализировать переменные, возьмите описание с инициализацией за правило!
int i = 0;
Если бы переменная i была статической, она бы имела начальное значение 0.
В данном примере было бы еще лучше использовать цикл for, в котором все операции над индексом цикла собраны в одном месте - в заголовке цикла:
for(i=0; i < 10; i++) printf(...);
Вспомогательные переменные, не несущие смысловой нагрузки (вроде счетчика повторений цикла, не используемого в самом теле цикла) принято по традиции обозначать однобуквенными именами, вроде i, j. Более того, возможны даже такие курьезы:
main(){
int _ ;
for( _ = 0; _ < 10; _++) printf("%d\n", _ );
}
основанные на том, что подчерк в идентификаторах - полноправная буква.
main(){
int x = 12;
printf( "x=%d\n" );
int y;
y = 2 * x;
printf( "y=%d\n", y );
}
Комментарий: в теле функции все описания должны идти перед всеми выполняемыми операторами (кроме операторов, входящих в состав описаний с инициализацией). Очень часто после внесения правок в программу некоторые описания оказываются после выполняемых операторов. Именно поэтому рекомендуется отделять строки описания переменных от выполняемых операторов пустыми строками (в этой книге это часто не делается для экономии места).
int n;
n = 12;
main(){
int y;
y = n+2;
printf( "%d\n", y );
}
Ответ: выполняемый оператор n=12 находится вне тела какой-либо функции. Следует внести его в main() после описания переменной y, либо переписать объявление перед main() в виде
int n = 12;
В последнем случае присваивание переменной n значения 12 выполнит компилятор еще во время компиляции программы, а не сама программа при своем запуске. Точно так же происходит со всеми статическими данными (описанными как static, либо расположенными вне всех функций); причем если их начальное значение не указано явно - то подразумевается 0 ('\0', NULL, ""). Однако нулевые значения не хранятся в скомпилированном выполняемом файле, а требуемая "чистая" память расписывается при старте программы.
TYPE x = выражение;
является (почти) эквивалентом для
TYPE x; /* описание */
x = выражение; /* вычисление начального значения */
Рассмотрим пример:
#include <stdio.h>
extern double sqrt(); /* квадратный корень */
double x = 1.17;
double s12 = sqrt(12.0); /* #1 */
double y = x * 2.0; /* #2 */
FILE *fp = fopen("out.out", "w"); /* #3 */
main(){
double ss = sqrt(25.0) + x; /* #4 */
...
}
Строки с метками #1, #2 и #3 ошибочны. Почему?
Ответ: при инициализации статических данных (а s12, y и fp таковыми и являются, так как описаны вне какой-либо функции) выражение должно содержать только константы, поскольку оно вычисляется КОМПИЛЯТОРОМ. Поэтому ни использование значений переменных, ни вызовы функций здесь недопустимы (но можно брать адреса от переменных).
В строке #4 мы инициализируем автоматическую переменную ss, т.е. она отводится уже во время выполнения программы. Поэтому выражение для инициализации вычисляется уже не компилятором, а самой программой, что дает нам право использовать переменные, вызовы функций и.т.п., то есть выражения языка Си без ограничений.
Напишите программу, реализующую эхо-печать вводимых символов. Программа должна завершать работу при получении признака EOF. В UNIX при вводе с клавиатуры признак EOF обычно обозначается одновременным нажатием клавиш CTRL и D (CTRL чуть раньше), что в дальнейшем будет обозначаться CTRL/D; а в MS DOS - клавиш CTRL/Z. Используйте getchar() для ввода буквы и putchar() для вывода.
Напишите программу, подсчитывающую число символов поступающих со стандартного ввода. Какие достоинства и недостатки у следующей реализации:
#include <stdio.h>
main(){ double cnt = 0.0;
while (getchar() != EOF) ++cnt;
printf("%.0f\n", cnt );
}
Ответ: и достоинство и недостаток в том, что счетчик имеет тип double. Достоинство можно подсчитать очень большое число символов; недостаток - операции с double обычно выполняются гораздо медленнее, чем с int и long (до десяти раз), программа будет работать дольше. В повседневных задачах вам вряд ли понадобится иметь счетчик, отличный от long cnt; (печатать его надо по формату "%ld").
Составьте программу перекодировки вводимых символов со стандартного ввода по следующему правилу:
a -> b
b -> c
c -> d
...
z -> a
другой символ -> *
Коды строчных латинских букв расположены подряд по возрастанию.
Составьте программу перекодировки вводимых символов со стандартного ввода по следующему правилу:
B -> A
C -> B
...
Z -> Y
другой символ -> *
Коды прописных латинских букв также расположены по возрастанию.
Напишите программу, печатающую номер и код введенного символа в восьмеричном и шестнадцатеричном виде. Заметьте, что если вы наберете на вводе строку символов и нажмете клавишу ENTER, то программа напечатает вам на один символ больше, чем вы набрали. Дело в том, что код клавиши ENTER, завершившей ввод строки - символ '\n' тоже попадает в вашу программу (на экране он отображается как перевод курсора в начало следующей строки!).
Разберитесь, в чем состоит разница между символами '0' (цифра нуль) и '\0' (нулевой байт). Напечатайте
printf( "%d %d %c\n", '\0', '0', '0' );
Поставьте опыт: что печатает программа?
main(){
int c = 060; /* код символа '0' */
printf( "%c %d %o\n", c, c, c);
}
Почему печатается 0 48 60? Теперь напишите вместо
int c = 060;
строчку
char c = '0';
#include <stdio.h>
void main(){
printf("ab\0cd\nxyz");
putchar('\n');
}
Запомните, что '\0' служит признаком конца строки в памяти, а '\n' - в файле. Что в строке "abcd\n" на конце неявно уже расположен нулевой байт:
'a','b','c','d','\n','\0'
Что строка "ab\0cd\nxyz" - это
'a','b','\0','c','d','\n','x','y',z','\0'
Что строка "abcd\0" - избыточна, поскольку будет иметь на конце два нулевых байта (что не вредно, но зачем?). Что printf печатает строку до нулевого байта, а не до закрывающей кавычки. Программа эта напечатает ab и перевод строки.
Вопрос: чему равен sizeof("ab\0cd\nxyz")? Ответ: 10.
Напишите программу, шифрующую текст файла путем замены значения символа (например, значение символа C заменяется на C+1 или на ~C ).
© Copyright А. Богатырев, 1992-95
Си в UNIX
Назад | Содержание | Вперед