Разработка графического интерфейса с помощью библиотеки Qt3 | ||
---|---|---|
Пред. | Глава 8. Двух- и трехмерная графика. | След. |
OpenGL -- это стандарт API, для отображения двух- и трехмерной графики. Приложения Qt могут использовать OpenGL, посредством модуля QGL. Мы полагаем, что вы уже имеете некоторое знакомство с OpenGL. Если это не так, то рекомендуем начать изучение с посещения сайта http://www.opengl.org/.
Рисование трехмерных объектов, с помощью OpenGL, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Все что вам нужно сделать -- создать дочерний класс от QGLWidget, перекрыть некоторые виртуальные методы предка и связать приложение с модулем QGL и библиотекой OpenGL. Поскольку QGLWidget ведет свою родословную от QWidget, то здесь вполне применимы знания, которые вы уже получили. Основное отличие здесь состоит в том, что теперь, вместо QPainter, вам придется использовать стандартные функции рисования из OpenGL.
Рисунок 8.20. Приложение Cube.
class Cube : public QGLWidget
{
public:
Cube(QWidget *parent = 0, const char *name = 0);
protected:
void initializeGL();
void resizeGL(int width, int height);
void paintGL();
void mousePressEvent(QMouseEvent *event);
void mouseMoveEvent(QMouseEvent *event);
void mouseDoubleClickEvent(QMouseEvent *event);
private:
void draw();
int faceAtPosition(const QPoint &pos);
GLfloat rotationX;
GLfloat rotationY;
GLfloat rotationZ;
QColor faceColors[6];
QPoint lastPos;
};
Класс Cube порожден от QGLWidget. Функции initializeGL(), resizeGL() и
paintGL() перекрывают методы родительского класса QGLWidget. Обработчики событий от мыши перекрывают
обработчики, унаследованные от QWidget.
Определение класса QGLWidget находится в
заголовке <qgl.h>.
Cube::Cube(QWidget *parent, const char *name)
: QGLWidget(parent, name)
{
setFormat(QGLFormat(DoubleBuffer | DepthBuffer));
rotationX = 0;
rotationY = 0;
rotationZ = 0;
faceColors[0] = red;
faceColors[1] = green;
faceColors[2] = blue;
faceColors[3] = cyan;
faceColors[4] = yellow;
faceColors[5] = magenta;
}
В конструкторе вызывается QGLWidget::setFormat(), чтобы задать контекст
устройства отображения OpenGL, и инициализируются приватные
переменные-члены класса.
void Cube::initializeGL()
{
qglClearColor(black);
glShadeModel(GL_FLAT);
glEnable(GL_DEPTH_TEST);
glEnable(GL_CULL_FACE);
}
Функция initializeGL() вызывается
один раз, перед вызовом paintGL(). Здесь
выполняется настройка контекста отображения.Все функции являются стандартными вызовами из библиотеки OpenGL, за исключением qglClearColor() -- метода класса QGLWidget. Если задаться целью, до конца следовать стандарту OpenGL, то мы могли бы вызвать функцию glClearColor(), в режиме RGBA, или glClearIndex(), в режиме индексированных цветов.
void Cube::resizeGL(int width, int height)
{
glViewport(0, 0, width, height);
glMatrixMode(GL_PROJECTION);
glLoadIdentity();
GLfloat x = (GLfloat)width / height;
glFrustum(-x, x, -1.0, 1.0, 4.0, 15.0);
glMatrixMode(GL_MODELVIEW);
}
Функция resizeGL() вызывается один
раз, перед paintGL(), но после того, как
будет вызвана функция initializeGL(). Здесь
настраивается область просмотра (viewport), проекция и прочие
настройки, которые зависят от размера виджета.
void Cube::paintGL()
{
glClear(GL_COLOR_BUFFER_BIT | GL_DEPTH_BUFFER_BIT);
draw();
}
Функция paintGL() вызывается всякий
раз, когда возникает необходимость перерисовать содержимое виджета. Она
напоминает обработчик события QWidget::paintEvent(), только вместо QPainter здесь используются обращения к функциям
OpenGL. Собственно рисование выполняется внутри приватной функции
draw():
void Cube::draw()
{
static const GLfloat coords[6][4][3] = {
{ { +1.0, -1.0, +1.0 }, { +1.0, -1.0, -1.0 },
{ +1.0, +1.0, -1.0 }, { +1.0, +1.0, +1.0 } },
{ { -1.0, -1.0, -1.0 }, { -1.0, -1.0, +1.0 },
{ -1.0, +1.0, +1.0 }, { -1.0, +1.0, -1.0 } },
{ { +1.0, -1.0, -1.0 }, { -1.0, -1.0, -1.0 },
{ -1.0, +1.0, -1.0 }, { +1.0, +1.0, -1.0 } },
{ { -1.0, -1.0, +1.0 }, { +1.0, -1.0, +1.0 },
{ +1.0, +1.0, +1.0 }, { -1.0, +1.0, +1.0 } },
{ { -1.0, -1.0, -1.0 }, { +1.0, -1.0, -1.0 },
{ +1.0, -1.0, +1.0 }, { -1.0, -1.0, +1.0 } },
{ { -1.0, +1.0, +1.0 }, { +1.0, +1.0, +1.0 },
{ +1.0, +1.0, -1.0 }, { -1.0, +1.0, -1.0 } }
};
glMatrixMode(GL_MODELVIEW);
glLoadIdentity();
glTranslatef(0.0, 0.0, -10.0);
glRotatef(rotationX, 1.0, 0.0, 0.0);
glRotatef(rotationY, 0.0, 1.0, 0.0);
glRotatef(rotationZ, 0.0, 0.0, 1.0);
for (int i = 0; i < 6; ++i) {
glLoadName(i);
glBegin(GL_QUADS);
qglColor(faceColors[i]);
for (int j = 0; j < 4; ++j) {
glVertex3f(coords[i][j][0], coords[i][j][1], coords[i][j][2]);
}
glEnd();
}
}
Внутри функции draw() выполняется
рисование куба, с учетом вращения по осям x, y
и z и цветов граней, находящихся в массиве
faceColors. Все вызовы являются стандартными
для OpenGL, за исключением qglColor(). Мы
могли бы использовать вместо нее стандартные функции OpenGL
glColor3d() или glIndex(), в зависимости от выбранного режима
цветопередачи.
void Cube::mousePressEvent(QMouseEvent *event)
{
lastPos = event->pos();
}
void Cube::mouseMoveEvent(QMouseEvent *event)
{
GLfloat dx = (GLfloat)(event->x() - lastPos.x()) / width();
GLfloat dy = (GLfloat)(event->y() - lastPos.y()) / height();
if (event->state() & LeftButton) {
rotationX += 180 * dy;
rotationY += 180 * dx;
updateGL();
} else if (event->state() & RightButton) {
rotationX += 180 * dy;
rotationZ += 180 * dx;
updateGL();
}
lastPos = event->pos();
}
Функции mousePressEvent() и
mouseMoveEvent() позволяют пользователю
вращать куб и перемещать его по поверхности экрана. Левой кнопкой
мыши выполняется вращение по осям x и
y, правой -- по осям x и z.После изменения переменных rotationX и/или rotationY и rotationZ, вызывается функция updateGL(), которая перерисовывает изображение.
void Cube::mouseDoubleClickEvent(QMouseEvent *event)
{
int face = faceAtPosition(event->pos());
if (face != -1) {
QColor color = QColorDialog::getColor(faceColors[face],
this);
if (color.isValid()) {
faceColors[face] = color;
updateGL();
}
}
}
Обработчик mouseDoubleClickEvent()
позволяет пользователю изменить цвет грани по двойному щелчку мыши. Для
определения номера грани вызывается функция faceAtPosition(). Если под указателем мыши
действительно находится какая либо грань куба, вызывается
QColorDialog::getColor(), чтобы
получить от пользователя новый цвет грани. Затем он заносится в
массив faceColors и вызывается updateGL(), чтобы перерисовать изображение.
int Cube::faceAtPosition(const QPoint &pos)
{
const int MaxSize = 512;
GLuint buffer[MaxSize];
GLint viewport[4];
glGetIntegerv(GL_VIEWPORT, viewport);
glSelectBuffer(MaxSize, buffer);
glRenderMode(GL_SELECT);
glInitNames();
glPushName(0);
glMatrixMode(GL_PROJECTION);
glPushMatrix();
glLoadIdentity();
gluPickMatrix((GLdouble)pos.x(),
(GLdouble)(viewport[3] - pos.y()),
5.0, 5.0, viewport);
GLfloat x = (GLfloat)width() / height();
glFrustum(-x, x, -1.0, 1.0, 4.0, 15.0);
draw();
glMatrixMode(GL_PROJECTION);
glPopMatrix();
if (!glRenderMode(GL_RENDER))
return -1;
return buffer[3];
}
Функция faceAtPosition() возвращает
либо номер грани, находящейся в заданных координатах, либо -1, если
точка с заданными координатами не входит ни в одну из граней. Код,
выполняющий проверку, достаточно сложен. По сути -- он переводит сцену
в режим GL_SELECT, чтобы мы могли
воспользоваться дополнительными возможностями OpenGL, и отыскивает
номер грани ("name").Далее приводится содержимое файла main.cpp:
#include <qapplication.h>
#include "cube.h"
int main(int argc, char *argv[])
{
QApplication app(argc, argv);
if (!QGLFormat::hasOpenGL())
qFatal("This system has no OpenGL support");
Cube cube;
cube.setCaption(QObject::tr("Cube"));
cube.resize(300, 300);
app.setMainWidget(&cube);
cube.show();
return app.exec();
}
Если система не поддерживает OpenGL, то, с помощью вызова
qFatal(), приложение выводит сообщение об
ошибке и завершает работу.Чтобы связать приложение Cube с модулем QGL и библиотекой OpenGL, в файл .pro нужно добавить строчку:
CONFIG += opengl
За дополнительной информацией о модуле QGL, обращайтесь к
сопроводительной документации по классам QGLWidget, QGLFormat, QGLContext и QGLColormap.
Пред. | В начало | След. |
Вывод на печать. | На уровень выше | Drag and Drop. |